Перейти к публикации
Снежана

Бурятская свадьба

Рекомендованные сообщения

Снежана

Брачная обрядность у бурят, сложившаяся издревле, была связана только с браком по сватовству (путем уплаты калыма и "андаляата") и характеризовалась исключительной сложностью и многообразием различных церемоний и ритуалов.

В рассматриваемое время в разных местах у каждой локальной группы бурят свадебная обрядность представляла собой определенную систему обрядов и церемоний, которая отличалась по их числу и составу, имела свои особенности и варианты. Отличия эти наряду с общими для всех бурят чертами в свадебной обрядности были вполне естественны и закономерны, поскольку обуславливались различиями в экономическом и культурном развитии каждой локальной группы, а также степенью влияния на бурят соседствующих народов, и на основе этого существовавшим своеобразием их традиций и обычаев.

Особенно заметные различия наблюдались в свадебной обрядности предбайкальских (западных) и забайкальских (восточных) бурят, вытекавших, из особенностей религиозных верований: у первых господствующей религией был шаманизм, у вторых - ламаизм, которые пронизывали почти все стороны жизни бурят. Так у предбайкальских бурят-шаманистов духовное лицо - шаман - не играл особой роли ни при женитьбе, ни при исполнении различных обрядов свадебного цикла. Многие воздаяния разным божествам, духам-покровителям, которыми сопровождались все этапы брачного церемониала, благословения молодых, совершали местные старики, хорошо знавшие обычаи, гимны-призывания, благопожелания и другие жанры обрядовой поэзии. А если эту роль выполнял шаман, то только сагаан бэв - шаман "белого" цикла обрядов.

У забайкальских бурят, в частности хоринских, агинских, се-ленг.инских, большое влияние на свадебные обряды оказал ламаизм, причем в родоплеменных подразделениях селенгинской группы в отличие от хоринских обряды подверглись более глубокой ламаизации. В свадьбе баргузинских, кударннских бурят это влияние было значительно слабее. Последние группы бурят, в прошлом выходцы из Западной Бурятии, сохранили в свадебной обрядности много общих черт и в содержании обряда, и в терминах с кудинскими и верхоленскими группами. И тем не менее у всех бурят-ламаистов участие духовного лица-ламы - в женитьбе и отправлении свадебных церемоний было обязательным. Именно лама определял по существующим астрологическим книгам возможность брачного союза молодых, указывал дни исполнения досвадебных обрядов, день и месяц свадьбы, время выезда свадебного поезда. Он определял масть лошади, на которой поедет невеста, человека, который должен выносить ее из юрты и сажать на коня, людей, которые должны были сопровождать невесту при исполнении обрядов поклонения.

Лама же определял, какого возраста мужчина должен начать забой скота, предназначенного для угощения гостей на свадьбе, копать канавы для огнища и ставить котлы для варки мяса и т. д. Столь значительная роль ламы при женитьбе и следование мирян всем указанным его предписаниям была характерна для районов наибольшего распространения и влияния ламаизма на все сферы жизни: в большей степени у селенгинских, несколько меньше у хоринских, агннскнх и других бурят-ламаистов.

У селенгинских бурят, в частности у цонголов, ламы были непременными участниками свадебного пира. Их, сажали на самые почетные места, подавали наиболее почетные куски мяса. Лама был главной фигурой и при обряде бракосочетания, исполнял важную роль в обряде поклонения невесты божествам-покровителям семьи, старейшинам и старшим в роде и семье жениха. У хоринцев так же, как в других местах, ламы на свадьбе не присутствовали.

Сватовство (Бэриие эрилэ) заключается в том, что небольшая группа родственников со стороны жениха, едут смотреть невесту и предлагать заключение брака. Ранее родители жениха, узнав о существовании подходящей кандидатуры, наводили подробные справки о потенциальной невесте. Сейчас молодые сами знакомятся, решают вступить в брак. Это говорит о том, что, сохранясь, сватовство приобрело более формальную функцию. Родители жениха преподносят родителям невесты подарок (хадак табиха). Если родители невесты согласны выдать дочь замуж за этого молодого человека, то они принимают подарок, также делают ответный подарок. В это же время обе стороны договариваются о сроках свадьбы и о том, кто и что будет готовить.

Между сватовством и проводами невесты в прошлом обычно была разница 1-1,5 года, что было связано с большими материальными затратами. Сейчас между первой и второй частью свадебной церемонии срок может быть значительно меньше. Также важно отметить, что хорин на данный момент не является обязательным мероприятием. Проводы невесты происходят в родительском доме девушки, куда съезжаются родственники и земляки, приглашенные родителями. Гости дарят невесте подарки, танцуют национальный бурятский танец (ехор). Хозяева разжигали костер, варили баранину, гости пили в небольших количествах молочную водку (архи). За невестой приезжал жених, иногда он присутствовал на хорин. Раньше девушку провожало достаточно большое количество людей, хотя среди них не обязательно присутствовали ее родители. Существовали специальные назначаемые лица, провожающие невесту: один мужчина (худын туруу) и одна женщина (худыган туруу). Невеста уезжала на следующий день после праздника в ее честь. На новом месте у нее не было прежних подруг, знакомых, поэтому отъезд этот не всегда был радостным. В настоящее время большинство родственников, обязательно родители едут с дочерью и присутствуют на свадьбе.

Свадьба, организованная родителями жениха, проводится сразу после приезда молодых в село жениха. Она проходит достаточно широко и пышно, так как собираются все родственники с обеих сторон. Выбирается тамада. Этот человек и ведет свадьбу. Худын туруу и худыган туруу угощают гостей, собирают подарки. Гости танцуют ехор, поют. Невеста демонстрирует то, что ей подарили. После свадебной церемонии молодые заселяются в новый, специально подготовленный дом (юрту). Гости разъезжались в тот же день, сразу после свадьбы. Через месяц после свадьбы замужняя женщина приезжала к своим родителям погостить, привозила с собой съестные подарки (хышык), гостила в течение недели. Но если в течение прожитого в доме мужа месяца девушка проявляла себя ленивой, не умеющей вести хозяйство, ее могли отправить к родителям насовсем.


!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Снежана

На самом деле, браться за чисто бурятскую свадьбу по всем канонам вряд ли кому из одноклубников придет в голову!

Здесь нужно жить в этой культуре, быть носителем языка.

Эта темка для того, чтобы взять что-то для себя при необходимости.

Например, недавно у меня молодожены попросили включить в свадьбу бурятские и казахские обычаи. Чтобы гостям и родне из этих национальностей было приятно. При этом ни один из них не знал ничего о традициях своего народа.

Перерыла интернет, придумала: в Бурятии старейшина рода связывает молодым мизинцы ниткой. А на различных праздниках у них есть хороводный танец Ёхор, который танцуют, взявшись за руки, притопывая и наклоняясь, с ускорением темпа от куплета к куплету. В конце они уже вприпрыжку хоровод водят. Я даже скачала музыку Ёхора. Вот и на свадьбе дедушка связал молодоженам мизинцы и мы немного в Ёхоре походили. Все буряты и небуряты были довольны. :roll:


!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Снежана

Кстати, вот еще видеоссылка на новостной сюжет о бурятской свадьбе:

http://www.1tv.ru/newsvideo/115360


!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Снежана

АНЕКДОТЕЦ В ТЕМУ (надеюсь, буряты не прочитают :balin: )

Заходит в рыбацкий магазин бурят и спрашивает у продавца, показывая на бур:

- Это что?

- Как что, бур!

- А что им делают?

- Хм... бурят!

- Э-э-э-э! (с пониманием покачивая головой) Я знаю, чем бурят делают! ;)


!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Юльча Мартёха

Простите, буряты, но я ржу :lol:


8 - 924 - 334 - 31 - 04

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×